Бог Есть для С Богом по жизни.
Поистине, когда размышляешь над библейским описанием небесного мира, вкушаешь “благого слова Божьего и сил будущего века» (Евр. 6:5). Используя разнообразные иллюстрации нашей судьбы в вечности, Библия заставляет христиан жаждать этого лучшего мира.
Дерево жизни
Кроме дерева познания, в Эдемском саду было еще дерево, которое обладало животворной силой и называлось «деревом жизни”. Оно было видимым и осязаемым. Можно было протянуть руку, сорвать его плод, “вкусить и… жить вечно» (Быт. 3:22). Когда Адам и Ева оказались недостойными, Бог удалил их от этого ценного дерева и послал херувима охранять его. Никто не знает, сколько времени оно оставалось в саду и что с ним сталось. Шестьдесят четыре книги Библии, следующие после Бытия, ничего не говорят об этом удивительном дереве (Прит. 11:30, по всей видимости, — не исключение). Однако согласно небесному предвечному плану, это дерево не было забыто. Мысль о нем вновь появляется в книге Откровение; но это уже не видимое, осязаемое, земное дерево, а духовная иллюстрация на небесах. Нас радует, что о жизни, образно представленной эдемским деревом, теперь говорится как о небесном дереве (Отк. 2:7).
Нормальные люди любят жизнь и хотят увидеть «добрые дни” (1 Пет. 3:10). Христос пришел, чтобы дать жизнь и дать ее с избытком (Ин. 10:10). Это Он уничтожил смерть и принес жизнь и бессмертие через благовестие (2 Тим. 1:10). Только Он мог “смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола, и избавить тех, которые из страха перед смертью всю жизнь были подвержены рабству” (Евр. 2:14, 15). Только Он мог сказать: “Не бойся; Я Первый и Последний, и живой; и был мертв, и вот жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти” (Отк. 1:17, 18).
Отсюда можно сделать следующий вывод: благодаря тому, что сделал Иисус, верные члены церкви будут иметь честь жить там, куда, образно говоря, пересажено дерево жизни. Там не будет херувима, который бы не позволял приближаться к его плодам, и все же не каждый член церкви будет вкушать от него. Такую привилегию получат только “сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых”. Вкушающие от небесного дерева уже больше не умрут, “ибо они равны ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения” (Лк. 20:35, 36).
Вначале дерево жизни росло в саду под названием “Эдем», что значит «блаженство». Второе дерево находится в месте под названием «рай” (греч. парадейсос), что значит “парк или заповедник, приятное место». В Писании (Лк. 23:43; 2 Кор. 12:4) есть и другое значение слова “рай», но в этом уроке мы не берем его во внимание. Небеса изображаются как парк или сад с “чистой рекой воды жизни, светлой, как кристалл, исходящей от престола Бога и Агнца» (Отк. 22:1). По обеим сторонам этой реки — «древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (Отк. 22:2).
ВЕНЕЦ ЖИЗНИ
Вторая метафора, говорящая о судьбе верных членов церкви в вечности, — это венец жизни, который они будут носить (Отк. 2:10). Обещанный венец — не диадема, или корона, которую царь передает своему сыну, и так далее по нисходящей. Образно говоря, это стефанос, что значит венок или гирлянда, символ победы на древних атлетических соревнованиях. Олимпийский венок из цветов был тленным, но венец христианина не подвержен тлению (1 Кор. 9:25). Олимпийский венок увянет, но христианин получит неувядающий венец славы (1 Пет. 5:4). Павел радовался тому, что в небесном царстве его ожидает венец праведности (2 Тим. 4:8).
МАННА
Третья картина вечной жизни возвращает нас к скитанию евреев по пустыне. Люди тогда умерли бы от голода, если бы Бог не дал им пищи чудесным образом. Когда ночью на стан падала роса, вместе с ней падала и так называемая “манна» (Чис. 11:9). На вкус она была, как лепешка с медом (Исх. 16:31). Манной Бог поддерживал жизнь людей все сорок лет их скитаний. Эту небесную пищу Септуагинта называет артон ангелон, “хлеб ангельский” (Пс. 77:25). Возможно, смысл этого названия заключается в том, что Бог посылал эту пищу через Своих ангелов. Как в физическом смысле манна для евреев означала жизнь, избавление от смерти, так и в духовном смысле на небесах то, что поддерживает вечную жизнь искупленных, тоже называется “манной” (Отк. 2:17).
БЕЛЫЙ КАМЕНЬ
Четвертая иллюстрация вечного блаженства — белый камень, который Иисус даст каждому верному христианину (Отк. 2:17). В римском суде приговор выносился при помощи черного камня, означавшего обвинение, или белого камня, означавшего оправдание. В небесном мире, а это можно сказать и о живущих по Духу, «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8:1). Белый камень оправдания показывает также, что спасение индивидуально. Белый камень получит не вся церковь скопом, а каждый верный христианин в отдельности.
Кроме того, поскольку на камне начертано личное имя, известное только тому, кто его получит, представляется, что камень указывает на степень личного признания и личной награды от Господа. Замечательно попасть на небеса (что изображается получением белого, а не черного камня), но, очевидно, Господь, надписывая личное имя на каждом камне, будет даровать разную степень радости в той лучшей земле. Поэтому христиан и побуждают работать не ради частичной, или обыкновенной, награды, а ради “полной награды” (2 Ин. 8). Каждый обращенный, который остается верным и попадает на небеса, сам является частью награды для завоевателя душ (см. 1 Кор. 3:14). В день второго пришествия Господа он составит для такого завоевателя “венец похвалы”. Павел писал фессалоникийским христианам: “Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы — не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы — слава наша и радость» (1 Фес. 2:19, 20).
БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ
Пятая картина, побуждающая христиан вести чистую жизнь, — то одеяние, которое будут носить пребывающие на небесах: белые одежды (Отк. 3:5). Это, по контрасту, напоминает одно из Божьих повелений о том, как нужно поступать в отношении человека неприглядного вида: “Снимите с него запятнанные одежды” (Зах. 3:4). Когда христиане очищают “себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием” (2 Кор. 7:1), им на небесах готовится одежда незапятнанная и чистая. Господу не будет стыдно за них; Он уже объявил, что «они будут ходить с [Ним] в белых одеждах, ибо они достойны” (Отк. 3:4).
Слово «достойны” нужно понимать относительно. В абсолюте “вся праведность наша — как запачканная одежда» (Ис. 64:6). Павел писал: “Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости…” (Тит. 3:5). Даже если бы мы могли соблюсти каждую заповедь, все равно мы были бы ничего не стоящими рабами, исполняющими только свою обязанность (Лк. 17:10). Мы спасены благодатью, “но если по благодати, то не по делам, иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать, иначе дело не есть уже дело» (Рим. 11:6). Никто не может хвалиться тем, что заработал свое спасение (Еф. 2:8, 9); и все же, если мы не повинуемся Господним заповедям (Мф. 7:21), то не войдем в Божий город воротами (см. Евр. 5:9; Отк. 22:14). Пусть мы не достойны, но Господь готов посчитать нас праведными, если мы омоемся в Его крови (Зах. 13:1; 1 Кор. 6:11; Отк. 1:5).
ВЛАСТЬ
Еще одна составная вечного счастья — власть, даруемая всем побеждающим. Второй псалом предсказывает, что Иисус будет править народами “жезлом железным” (очевидно, когда явится со Своими ангелами силы в пламенеющем огне; 2 Фес. 1:7-9). Иисус помнил то, что Давид сказал о Нем, и причислил Своих учеников к тем, кто вместе с Ним будет править народами (Отк. 2:27). Христиане будут рядом с Господом, когда Он фактически обретет царство мира (Отк. 11:15).
В каком-то смысле христиане в этой жизни уже царствуют с Христом. Они царствуют, когда преодолевают власть греха, не позволяя ему властвовать в их телах (Отк. 6:12). Они уже сейчас цари (или “царство») и священники (Кол. 1:13; Отк. 1:6; 5:10). В Отк. 5:10 пишется, что христиане будут царствовать на земле, но такой перевод основан на неверных рукописях. Они уже сейчас царствуют на земле, и Отк. 5:10 следует читать как “…мы царствуем на земле». Так как в пришествие Господа земля сгорит, то земли, на которой кто-либо мог бы царствовать, попросту не будет (2 Пет. 3:10-12).
В день пришествия Господа христиане останутся в живых и будут царствовать с Ним, сидя на Его престоле (2 Тим. 2:11; Отк. 3:21) точно так, как Он победил и воссел на престол Отца в день Пятидесятницы после Своего вознесения. Престол Отца Он сделал Своим престолом (см. Лк. 22:29; Кол. 1:13). Премилленарии неверно используют Отк. 3:21, говоря, что сейчас Иисус сидит на престоле Отца, а не на Своем собственном. Нет двух престолов; может быть только одна абсолютная власть. Для сравнения: престол Давида (3 Цар. 1:35) был и Господним престолом (1 Пар. 29:23); был только один престол. После Суда Он вернет власть Отцу, а Сам “покорится Покорившему все Ему” (1 Кор. 15:28).
В другом смысле, после Суда Христос продолжит царствовать вечно, покорившись Своему Отцу и вместе с Ним (Евр. 1:8). Божий престол будет и престолом Иисуса (Отк. 11:1). В этом смысле христиане тоже будут вечно царствовать с Христом (Отк. 22:5).
КНИГА ЖИЗНИ
Последнее заверение Божьего народа в вечном блаженстве состоит в том, что «пред лицом Его пишется памятная книга» (Мал. 3:16). Вообще-то Бог ничего не забывает, но Он дал нам это обещание в антропоморфических выражениях (то есть описывая ситуацию в терминах человеческих свойств). Он изобразил Себя Держащим книгу с именами угодных Ему.
С одной точки зрения, имена в Книге жизни написаны «от начала мира» (Отк. 17:8). Однако заносятся они туда не произвольно, ибо по предведению Божию запись в Его книге определяется их верностью и делами (Отк. 17:14; 22:12). Те, чьих имен нет среди записанных, нечисты, преданы мерзости и лжи (Отк. 21:27). Нам дается предупреждение, что написанные имена могут быть стерты (Исх. 32:33; Отк. 3:5).
Иисус ободрял Своих учеников, уча их, что важнее чудесных сил — запись имени человека в книге жизни (Лк. 10:20).